Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль? | Регистрация

Войти через социальные сети

Главное в жизни – любовь, семья, и дети

Дата публикации: 24.11.2021 | 09:15

Главное в жизни – любовь, семья, и дети

«Семья и семейные ценности — это фундамент, на котором зиждется общество. Защищая семью и деторождение, общество защищает себя, свое процветание, суверенитет и территориальную целостность — свое будущее…».

Центр защиты материнства «Покров» завершил работу над выполнением лекционно-просветительского проекта «Семья и семейные ценности». Проект был реализован  с использованием средств гранта  Администрации города Тюмени и при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области.

За полтора года работы над проектом прочитано 150 лекций по теме «Семья и семейные ценности». В реализации проекта приняли участие: заместитель председателя и ведущий лектор ТРОО «Центр защиты материнства «Покров», кандидат социологических наук Шестаков К.А., руководитель отдела лекционно-просветительской деятельности, многодетный отец Генерозов А.А., руководитель отдела методического сопровождения психологического консультирования Шабалина Е.Ю., психолог по доабортному консультированию Даданова О.А., педагог-психолог Романова В.А. и приглашенный психолог и лектор из Санкт-Петербурга Жердева Е. В.

Лекции прослушало свыше 4,5 тысяч человек, в основном это студенты колледжей Тюмени. Более 500 слушателей прошли анкетирование. Начиная с августа прошлого года, в соцсетях размещено более 430 публикаций по содержанию проекта (подробнее см.  в Справке).

 

С вопросами об итогах проекта «Семья и семейные ценности» мы обратились к его руководителю К. А. Шестакову.

 

Константин Александрович, проведена очень большая работа. Насколько Вы сами удовлетворены её результатами?  

– Да, работа проведена большая, цель проекта достигнута, задачи выполнены. В целом, можно сказать, что результатами нашей работы я удовлетворен. Однако можно было бы сделать больше, некоторая неудовлетворенность все-таки присутствует.  Во-первых, серьезно снизили нашу активность и наши возможности коронавирусные ограничения. В частности, мы не достигли того уровня посещаемости, который планировался, так как нельзя было собирать большие аудитории. Во-вторых, развитие наших социальных сетей прошло только начальный этап. Мы работали в основном на расширение и разнообразие социальных сетей и платформ в интернете. Теперь это не только Ютуб, Инстаграм, ВКонтакте, но и Яндекс-Дзен, Одноклассники, Фейсбук, Тик-Ток, то есть мы попытались охватить максимальное число различных социальных сетей и онлайн-платформ для выхода на целевую аудиторию. Развитие в этом направлении шло в какой-то степени экстенсивное. Мы заявились в разных социальных сетях, но пока еще не сформировали обширную аудиторию. В этом плане добиться каких-то прорывных результатов не удалось, но для начального этапа достигнутый уровень вполне приемлемый. Сейчас перед нами стоит задача интенсификации работы, существенного увеличения количества просмотров и подписчиков.

Была ли обратная связь? Что вам пишут?

– Обратная связь, конечно, присутствует, социальные сети как раз и подразумевают обратную связь. Многие благодарят, выражают поддержку. Один молодой человек написал, что после лекции его жизнь изменилась к лучшему. Те, кто постарше – родители, например, пишут часто о том, что хотелось бы провести данную лекцию в школе, где учится их ребенок, а педагоги хотели бы услышать такую лекцию в школах, где они преподают. Приглашают нас и в другие регионы. Недавно поступило приглашение посетить Республику Беларусь. Несогласие тоже выражают. Под некоторыми постами бывают сотни комментариев, возникают бурные дискуссии, и это нормально. Главное, чтобы аудитория не была равнодушной.

Что показало анкетирование?

– – Анкетирование  показало, что работа проведена не зря. Напомню, целью анкетирования было выявить влияние лекций на слушателей в плане изменения их первоначальных установок. Анкетирование осуществляется по следующему принципу: одни и те же вопросы, касающиеся сексуального, брачно-семейного, репродуктивного поведения и жизненных приоритетов, задаются до и после лекции одним и тем же слушателям в анонимном режиме. Как правило, результаты отличаются. По всем вопросам, которые были в анкете, наблюдается заметный сдвиг в том направлении, в котором мы бы хотели повлиять на целевую аудиторию.

В частности, установки детности возрастают с уровня 1,74 до 1,86 на 0,12 или почти на 7%. Ребят спрашивают: «Сколько вы хотите иметь детей?», они называют планируемое число детей, потом рассчитывается среднее арифметическое. После лекции наблюдается рост показателя, хотя до двух или до 2,1 (уровня простого воспроизводства населения) все равно не дотягиваем. Тем не менее в результате присутствия на лекции растет доля тех, кто планирует иметь трое детей (на 2,6% от общего числа респондентов) и сокращается доля тех, кто планирует иметь только одного ребенка или вообще остаться бездетным, что соответствует целям лекции.  

По вопросу о допустимости сексуальных отношений до брака до лекции только 7 процентов считали, что это недопустимо, что интимные отношения возможны только в законном браке после свадьбы. После лекции таких становится уже 17 процентов, то есть на 10 процентов от общего числа увеличивается количество тех, кто так считает. А если сравнивать цифру в начале и конце лекции, то это рост примерно в 2, 5 раза.  При этом очевидно, что он был достигнут за счет снижения популярности ответов: «Вполне допустимо» и «Не знаю». Это, безусловно, является существенным сдвигом установок в нужном направлении.

Что касается абортов, то еще до лекции около 38 процентов респондентов говорят о недопустимости абортов, а после лекции таких становится уже почти 48%, то есть на 10% больше! В конце лекции, можно сказать, уже половина слушателей считает аборт недопустимым ни при каких обстоятельствах.

Допустимым и вполне нормальным аборт считают до лекции 25 процентов респондентов, а после – только 20 процентов, на 5 процентов сокращается число тех, кто относится к аборту легкомысленно.

Самое интересное – это оценка жизненных приоритетов. Было предложено по сути 2 варианта ответов. Первый вариант – «наслаждение жизнью, удовольствие, независимость». Второй – «семья, любовь, дети». Так вот, до лекции большинство выбирало первый вариант. Однако после лекции он потерял более 12 процентов, и те же 12 процентов набирает вариант «семья, любовь и дети». То есть больше четверти тех, кто считал наслаждение жизнью, удовольствие и независимость главным приоритетом, меняют свое мнение. Можно сказать, каждый четвертый гедонист переориентируется в ходе лекции, сбрасывая, видимо, напускной, точнее навязанный массовой культурой потребительский стереотип. После лекции уже половина слушателей считает, что именно семья, любовь и дети –  главное в жизни. Это говорит о том, что изменение конкретных установок сексуального, брачно-семейного и репродуктивного поведения в ходе лекции происходит у многих не обособленно, а в связи с целостными подвижками в мировоззрении в сторону принятия традиционных нравственных ценностей.

 

Итак, можно констатировать, что цели, поставленные в ходе реализации проекта, были достигнуты, установки аудитории менялись в заданном направлении, причём существенно. Конечно, 10-15 процентов может показаться небольшим сдвигом, но надо понимать, что на изменение этих установок было дано всего лишь два академических часа, а это не так много. И то, что сдвиги есть – уже здорово. Это уже результат.

И я склонен предполагать, что реальный эффект еще больше, чем показывают голые цифры. Слушателям был дан раздаточный материал, ссылки на наши электронные ресурсы, социальные сети для дальнейшего изучения тематики лекции. Но главное не в этом.

Иногда говорят, что первая реакция может потом ослабеть, но мне кажется, наоборот, первая реакция в подростковом возрасте, как правило, протестная, а слушателями лекций были в основном учащиеся первого курса колледжей. И они прекрасно понимали, зачем  проводилось анкетирование – чтобы выяснить, насколько они изменили свое отношение к проблеме. И они могли поставить тот же ответ, что и вначале – просто из-за нежелания демонстрировать то, что они о чем-то задумались всерьез. А потом начинается переосмысление. У многих еще нет своего жизненного опыта, он придет потом, и вполне может подтвердить слова лектора – те тезисы, которые звучали на лекции, тогда они изменят свои приоритеты. И в реальной жизненной ситуации они вполне могут учесть ту информацию, которую получили на лекции. Лучше поздно, чем никогда. Поэтому, кстати, очень важно, чтобы информация запомнилась, врезалась в сознание, для этого в ходе лекций использовались такие приемы как эмоциональная подача, яркие примеры, аллегории, даже умеренная провокация, вовлечение в дискуссию.

Иначе говоря, целью данных лекций является инициировать процесс переосмысления. Это очень важно, поскольку невозможно изменить мировоззрение человека за полтора часа, но заставить задуматься можно. Те, кто только в начале этого пути, могут не изменить вариант ответа при анкетировании, он изменится у них позже, может быть, с годами, и есть основание полагать, что так оно и будет.

Вы провели в 13-ти учебных заведениях лекции и одну диалоговую площадку. В какой аудитории вам было наиболее комфортно работать? И почему?

– Хороший вопрос. Я бы отметил, прежде всего, гимназию Тюменского госуниверситета. Все-таки туда поступают необычные дети, гимназия находится в общероссийском списке лучших школ, классы формируются  с ориентацией на определенные специальности,  интеллектуальный уровень у детей достаточно высокий. Все это помогает строить лекцию  максимально насыщенной, интересной и, я надеюсь, максимально полезной. Лекции проходили в аудиториях с разной специализацией, поэтому каждую лекцию я адаптировал. К примеру, лекции для юристов и филологов принципиально отличались друг от друга. Хотя мы говорили об одном и том же, но в разных форматах, используя разные примеры. Мне самому было очень интересно общаться с такими умными ребятами. Встречи были организованы на должном уровне, была активная обратная связь и хорошая дисциплина. Гимназисты ТГУ – это аудитория с высокой культурой диалога. Пользуясь случаем, я хочу выразить глубокую благодарность педагогу-организатору гимназии Татьяне Анатольевне Ямовой, которая болеет душой за детей и их будущее, благодаря ей мы сотрудничаем уже более 15-ти лет.

В апреле, в рамках проекта, был успешно проведен семинар  для подготовки кадров и повышения квалификации лекторов. Когда можно ожидать следующий?

– Да, важной частью проекта было проведение обучающего семинара для лекторов и педагогов, он был записан на видео. Мероприятие проводилось, помимо очной формы, в формате конференции ZOOM. К работе семинара тогда подключились лекторы из многих городов страны, в том числе из Москвы, Улан-Удэ, Кемерово, Казани, Нижнего Новгорода, Южно-Сахалинска и даже из Минска (Беларусь) – всего 44 человека. Полную запись трансляции мы выложили в социальные сети, а также 31 фрагмент по отдельным вопросам, которые разбирались на семинаре, в том числе на Ютуб-каналеКонстантина Шестакова

Что касается следующего семинара, то его можно ожидать, скорее всего, когда будут сняты коронавирусные ограничения. Работа эта действительно очень востребована, потому что уже на государственном уровне происходит осмысление необходимости духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Темы поддержки семьи, материнства, отцовства, защиты жизни с момента зачатия, традиционных семейных ценностей все громче звучат в политическом дискурсе, потому что против нравственности, традиционной семьи и общественных норм де-факто ведется информационная война.

Мы об этом много говорим, ведем свою просветительскую работу среди молодежи по мере тех возможностей, которыми располагаем на сегодняшний день. Однако без нравственной цензуры (ее можно назвать социокультурными фильтрами) не обойтись, если мы не хотим самоликвидироваться как народ и государство в кратчайшие сроки. Необходимо остановить поток грязи, интенсивно вливающийся в души детей посредством СМИ, интернета, социальных сетей. Пропаганда наркотиков, убийств, суицидов, гомосексуализма, аморального поведения, а также матерная брань должны быть запрещены не на словах, а на деле. То же самое касается возбуждения ненависти и вражды, унижения достоинства родителей, учителей, полицейских, в целом старшего поколения как социальных групп. Этим изобилует медиапродукция, ориентированная на детей и подростков, однако пресловутая 282 ст. УКРФ, которая предполагает серьезные санкции в отношении тех, кто это делает публично, в том числе через «Интернет», здесь почему-то не работает. Нам говорят, что нельзя ничего запрещать и даже ограничивать (хотя в данном случае речь идет о прямом нарушении закона), мол, давайте создавать позитивный контент и дети не будут смотреть и слушать «чернуху». Эти избитые штампы являются откровенной демагогией или признаком непрофессионализма.

Невозможно очистить бассейн (это души, психика, сознание и подсознание наших детей), подливая в него чистую водичку, пока в него же под напором через широкую трубу вливаются зловония. Надо прежде перекрыть этот поток нечистот, а потом уже очищать бассейн и наполнять его свежей водой. Таким образом, внедряя эффективные социокультурные фильтры в информационную среду, мы должны параллельно создавать креативный просемейный и пронатальный медиаконтент, ориентированный именно на детей и молодежь, а не тех, кому за сорок.

Игра на низменных страстях всегда более эффективна и прибыльна, чем формирование лучших качеств человеческой души. Именно для этого и существует культура – для культивирования лучшего в человеке и купирования низменных страстей. Но сегодня наша массовая антикультура действует строго противоположным образом, подвергая осмеянию и обструкции все лучшее и благородное и выкликая из глубин сознания низменные животные страсти. Подлинная культура без помощи государства, заботящегося о воспитании, здоровье и преумножении народа, никогда не выиграет конкурентную борьбу с разжиганием страстей. Сорняк без прополки неизбежно задушит культурное растение.

Константин Александрович, какие у вас планы на будущее?

– Планы на будущее – развивать просветительский проект. Опять же, сегодняшние ограничения очень сильно влияют на нашу деятельность. Поэтому акцент нашей работы ещё больше будет смещаться на социальные сети в связи с переходом на дистанционное обучение школьников и студентов. Но, конечно, это не может заменить живого общения, лекции вживую намного эффективнее. Конечно, если будет такая возможность, мы будем проводить как можно больше лекций в традиционном формате. Также в наши планы входит приглашение других лекторов по другим направлениям духовно-нравственного воспитания – культурологии, истории нашей страны. Мы будем продолжать говорить о любви, счастье, о самореализации, семейных ценностях, о прошлом, настоящем и будущем нашей Отчизны.

Интервью подготовила Татьяна Николаева

Справка

Проведение лекций Центра «Покров» на тему «Семья и семейные ценности» для учащихся общеобразовательных организаций Тюменской области входит в перечень мероприятий «Комплексной программы просвещения и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков, молодежи и родительской общественности в Тюменской области до 2025 года».

Цель лекционно-просветительского проекта «Семья и семейные ценности»: продвижение традиционных семейных ценностей, культуры межполовых и семейных отношений, повышение престижа семейного образа жизни, деторождения и установок детности среди подростков и молодежи.

Для подготовки кадров и повышения квалификации лекторов в апреле проведен практический семинар «Духовно-нравственное воспитание по направлению «Семья и семейные ценности».

6 мая в рамках показа фильма «Право выбора», где основной категорией зрителей была молодежь, проведено мероприятие по проблемам института семьи и демографии.

24 сентября 2021г. на базе Гимназии ТГУ проведена диалоговая площадка.

 

 

 

Добавить новый комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:
Защитный код: