Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль? | Регистрация

Войти через социальные сети

Тюменский центр защиты материнства «Покров» выиграл грант Президента Российской Федерации

Дата публикации: 17.01.2018 | 15:48

Тюменский центр защиты материнства «Покров» выиграл грант Президента Российской Федерации

В декабре 2017 года Тюменский центр защиты материнства «Покров» выиграл грант Президента Российской Федерации на реализацию программы «Сто лекций-бесед о семье и счастье для старшеклассников и студентов Тюменской области». Целью проекта является продвижение традиционных семейных ценностей, культуры семейных отношений, повышение престижа семейного образа жизни среди детей и молодежи.

Руководитель проекта – кандидат социологических наук, руководитель направления «Просвещение» Всероссийского движения «За жизнь!», заместитель председателя и лектор ТРОО «Центр защиты материнства «Покров» К.А. Шестаков. К нему сегодня наши вопросы.

Без семьи нет перспектив и развития

– Константин Александрович, расскажите о проекте «Сто лекций-бесед о семье и счастье для старшеклассников и студентов Тюменской области». В чем его особенность?

– Этот проект для школьников и студентов является продолжением той большой лекционно-просветительской деятельности, которую ведет наша организация уже 5 лет. Но в данном случае мы начали проводить лекции-беседы в тех районах, которые не могут пригласить к себе специалистов по нашей тематике из-за отсутствия финансовых возможностей. И не всегда такая возможность имеется у «Покрова». Поэтому выигранный грант позволяет нам прийти в отдаленные населенные пункты Тюменской области. В частности, у нас будет более 10 лекций в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, это один их самых труднодоступных и мало заселенных районов Ямала. Бывает, чтобы преодолеть расстояние от одной школы до другой, нужно проехать буквально около 300 км. Но это те же дети, те же наши российские граждане, которым обязательно нужно донести важнейшую информацию – о нравственных основах семейной жизни. В городах, мегаполисах проводятся мероприятия иногда и с избытком, многие ребята, может, даже утомлены ими. А в сельские школы, в отдаленные поселки, к сожалению, далеко не всегда доходят даже громкие, шумные проекты. Согласно условиям гранта, мы посетим также Сургутский, Тобольский районы, поселки юга Тюменской области.

По сути наш проект – это лекции-беседы о любви, счастье, семье, о нашей стране, о ее будущем. О том, что Россия начинается в семье, о том, что если в семьях не будут рождаться и воспитываться в строгости и любви будущие учителя, врачи, воины, готовые отдать жизнь за Родину, творчески мыслящие люди, инженеры, ученые, непьющие работяги, то и России в конце концов не будет. Семья с детьми, с одной стороны – это счастье для человека, а с другой – это перспективы для страны. Без детей, без семьи нет перспектив и развития.

В наших беседах мы вспоминаем многовековой 1000-летний опыт проживания и процветания народа, традиционные основы нашей жизни. Сегодня, к сожалению, отказываясь от этого опыта, забывая о том, что раньше впитывалось с молоком матери – уважение к старшим, патриотизм, жертвенность, целомудрие, понятие чести, долга, мужской ответственности – предавая забвению эти базовые вещи, мы разрушаем себя изнутри, разрушаем семью, страну, потому что без этого нет настоящей жизни, настоящего человека. Именно об этом сегодня нужно разговаривать с молодежью.

Средства массовой информации часто работают в противоположном ключе, выхолащивая ценности нашей культуры, которые выкристаллизовывались на протяжении 1000 лет. А сегодня мы должны уже искусственно говорить о том, что раньше естественным образом передавалось из поколения в поколение, в процессе естественного семейного воспитания и образования. Сегодня приходится говорить специально об этих наиважнейших ценностях, которые основаны прежде всего на любви. А любовь – это умение жить ради другого человека, и если надо, то даже и умереть за другого человека.

Истоки кризиса института семьи - в оскудении любви, эгоизме и потребительстве, которые навязываются современной антикультурой и СМИ, в ошибочных воспитательных парадигмах, основанных на детоцентризме и правах ребенка. Эгоисты и потребители воспринимают семью и детей как обузу, семья их обременяет, а дети мешают "жить для себя". Поэтому, сколько им денег ни давай, они потратят их на другое.

Достучаться до сердец

– Как обычно Вас встречают? С радостью или настороженно, с подозрением?

– Обычно очень радушно, доброжелательно. Встречают с пониманием того, что эта информация в какой-то степени долгожданная. Необходимость в духовно-нравственном воспитании и просвещении очень чувствуется в учебных заведениях. Для них это, как глоток свежего воздуха. Редко бывает равнодушное отношение. Но оно чаще всего обусловлено просто загруженностью учителей и самих детей. Сегодня в учебных заведениях очень много бумажной волокиты, отчетности, много не свойственных для педагога нагрузок. И дети замордованы постоянными пробными экзаменами, тестами, натаскиванием на ЕГЭ. К сожалению, на духовно-нравственное воспитание, которое тоже необходимо, согласно Концепции национальной образовательной политики и Закону об образовании в Российской Федерации, у преподавателей часто не остается времени. Что-то делается для видимости, составляются отчеты формального характера. А реальная работа в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения не ведется.

Тем не менее отмечу, что в нашей области работа ведется не для галочки, это заслуга Департамента науки и образования Тюменской области, Департамента образования города Тюмени и таких организаций, как ЦЗМ «Покров», которые реально осуществляют эту работу. А условия для нее создаются органами управления образованием.

Мы хотим достучаться до каждого школьника, каждого человека, в том числе и до молодых людей в тех районах, которые находятся на периферии. Эту работу, подчеркну, нужно вести системно, чтобы прийти в конце концов к введению в школьную программу обязательного курса «Нравственные основы семейной жизни», о чем сейчас говорится на уровне Министерства образования России. Наши беседы о любви и счастье, являются, можно сказать, квинтэссенцией этого курса. Это те беседы, которые могут зажечь, заставить задуматься, замотивировать молодого человека на дальнейшее развитие, на поиск данной информации самостоятельно. В идеале об этом нужно говорить на регулярной основе.

– А как аудитория воспринимает Ваши лекции? Сегодня у молодых людей другая картина мира, они слышат и видят совсем противоположное тому, о чем Вы говорите. Такие понятия, как целомудрие, жертвенность, альтруизм, уважение к старшим, героизм, скромность, крайне редко звучат в информационном пространстве.

– Я бы сказал, что процентов 80 наших слушателей реагируют позитивно. Есть, конечно, и те, кто равнодушно воспринимает нашу тему, есть ребята, проявляющие антагонизм, несогласие. Но даже по анкетам, по отзывам, обратной связи реакция в основном положительная.

Как вы правильно заметили, дети окружены очень часто «белым» информационным шумом, информацией противоположного толка. Но если человек один раз услышит и прочувствует правду, у него появится иммунитет по отношению к той фальшивой информации, которую распространяют СМИ. Он сумеет отличить правду от лжи, даже если эта ложь в очень красивой и заманчивой упаковке, что нередко навязывается с помощью технологий манипулирования сознанием. Потому что правда, о которой мы говорим, находится в сердце, в архетипе нашего человека. Цель лектора – затронуть лучшие, благородные, возвышенные струны души человека, которые могут быть затеряны под спудом информационного мусора и предрассудков. Лектор должен обратиться к архетипу русского человека, который у всех нас неизменно целомудренный, бескорыстный, героический и жертвенный, к тому что впитывается с молоком матери, что заложено в генах, что помогает человеку прийти к сознательному пониманию тех вопросов, которые затрагиваются на лекциях. Это главный результат, которого мы хотим достичь в нашей лекционной деятельности. Слушатели должны уйти с лекции окрыленные, воодушевленные, умиротворенные и обрадованные открывшейся перспективой личного счастья, в ладах со своей совестью, возможностью и стремлением изменить свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему.

Уважение к старшим и непорочность дев

– Тема целомудрия, воздержания до брака многим людям в наше время кажется устаревшей. Почему Вы на нее обращаете внимание, почему это важно?

– Я считаю, что у нас существует стереотип, который не соответствует действительности, что якобы на это давно никто не обращает внимания. Да, сейчас понимание данного вопроса намного хуже, чем лет 30 назад, не говоря уже о том, что было 130 лет назад. Тем не менее далеко не всем безразличен вопрос целомудрия, далеко не все сожительствуют до брака, не все пускаются во все тяжкие. Очень часто молодые люди, которые живут целомудренно, скрывают это, к сожалению. Они не афишируют свое негативное отношение к добрачным связям, потому что это немодно, это признак отсталости в чьих-то глазах. Но понимание смысла воздержания до брака настолько сильно в наших генах, в нашем архетипе, что побеждает даже ту активную пропаганду, которая сегодня ведется по растлению нашей молодежи. Многие девушки и парни хранят чистоту даже в современных неблагоприятных условиях, хранят, можно сказать, неосознанно, понимая, что по-другому жить нельзя. И когда я им объясняю теоретически это на лекции, то потом вижу благодарные глаза, обрадованные лица – они думали о себе, что они отсталые, неправильные, что весь мир считает иначе, живет по другим законам. Когда они понимают, что, оказывается, верно думают и поступают, то у них, как гора с плеч сваливается, ребята становятся увереннее, утверждаются в своем правильном целомудренном поведении.

Почему это важно, спросили вы? Во-первых, целомудрие необходимо человеку для того, чтобы найти свой путь в жизни, построить личное счастье, создать крепкую семью. Целомудрие – это внутренняя чистота и целостность личности, это трезвый ум, ясный взор, умение делать правильный выбор. Если этого нет, то человек становится разболтанным, распоясанным, развращенным, у него каша в голове, он совершает ошибку за ошибкой. Не потому, что он плохо образован или неопытен, а потому что он утратил ясность мысли, которую дает целомудрие, и, как следствие, совершает самую главную ошибку в своей жизни – в выборе своей второй половинки. А потом всю жизнь мучается. Это то, что касается личного плана.

В плане государственном доказано, что это вопросы не просто морали и нравственности, это вопросы социологии, антропологии, психологии и государственной безопасности. Великий русский социолог Питирим Сорокин в книге «Американская сексуальная революция» показал, что массовая сексуализация сознания разрушает не только личность, не только семью – цивилизации рушатся. Если миллионы людей теряют целомудрие, теряется сила народа. А сила народа, как говорили древние, определяется двумя вещами – уважением к старшим и непорочностью дев. Сегодня эти вещи доказаны, это не просто предание веков и традиция, а научно обоснованные факты.

Питирим Сорокин доказал, что все древние цивилизации – а он провел огромное исследование – погибли именно по этому сценарию: половая распущенность, утрата базовых традиционных нравственных ценностей, затем – развал семьи, слабеет общество, разрушается экономика. В результате приходят варвары и разрушают страну, которая вроде бы была сильна, которая намного более развита и вооружена лучше, чем эти дикие варвары. Но она оказывается не способна себя защитить, общество разваливается изнутри, страна теряет свою конкурентоспособность. Типичный пример – падение Римской империи, то же самое сейчас происходит в западных странах. Нас толкают на этот путь, потому что Россия – конкурент для них.

Если развратить миллионы детей, то они вырастают неполноценно развитыми. Та энергия, которая должна сублимироваться в определенный период времени на развитие личности, теряется. Люди вырастают недоразвитыми, и физически, и интеллектуально, и психоэмоционально. Они уже не могут стать великими учеными, инженерами, учителями, врачами. У них куцая душа, узкий кругозор, недоразвитый интеллект, сфера интересов очень ограничена. Обратите внимание, что отмечено всеми антропологами, социологами, что чем более тонкая, сложная и развитая культура, тем более поздний возраст вступления в брак. Когда культура примитивная, то возраст вступления в брак достаточно ранний – 13 лет. Только надо понимать, что под возрастом вступления в брак понимается одновременно и возраст начала интимных отношений. В развитой, сложной культуре это уже не 13, а примерно 18-19 лет. Эти годы нужны для того, чтобы сублимировать сексуальную энергию на развитие личности, интеллекта, способностей, психоэмоциональной сферы. А сегодня у нас возраст вступления в брак поздний, но сексуальный дебют очень ранний, половая энергия растрачивается впустую. Таким образом происходит примитивизация сознания, снижение уровня личности, соответственно, деградация культуры, понижение конкурентоспособности государства.

В основе всего должна быть любовь

– Каким же, на Ваш взгляд, должно быть половое воспитание?

– Половое воспитание нужно понимать как воспитание мужественности и воспитание женственности. Ни в коем случае не должно быть никакого «сексуального просвещения», которое практически всё сводится к пропаганде контрацепции, «безопасного секса», как не заразиться СПИДом или избежать нежелательной беременности. Такое половое просвещение практикуется на Западе, и оно приносит свои разрушительные плоды.

Половое воспитание должно быть совершенно иным. Вопросов плотских отношений нельзя касаться в разговоре со школьниками. Это вопросы интимные, очень личные, об этом могут говорить родители – отец с сыном, мать с дочерью. Даже если разделить аудиторию на мальчиков и девочек, ни к чему хорошему это не приведет, потому что дети все разные и нельзя им говорить одно и то же. Кто-то уже ведет половую жизнь, для кого-то это еще немыслимо. Кто-то над этим смеется, кто-то об этом и говорить не хочет.

Можно что сделать: собрать родителей и рассказать им об этом. Если они посчитают нужным, то потом поговорят со своими детьми на тему половых отношений. Причем не надо обманывать детей. Ведь на самом деле нет никакого «безопасного секса» и нет никаких способов гарантировать отсутствие проблем. Взрослые отношения всегда влекут взрослые последствия. Об этом нужно говорить детям, призывать к ответственности.

Если девушка не ведет половую жизнь, а будет слушать о том, как пользоваться контрацепцией, то она, скорее всего, подумает, что ей тоже пора начинать, что она действительно отстала от жизни. Если сам учитель об этом говорит, официальные лица в школе, то она точно сделает вывод, что пора пускаться во все тяжкие. Это недопустимый подход. Надо воспитывать личность, растить сердце, воспитывать мужественность, женственность, ответственность, целомудрие – вот такого содержания должно быть половое воспитание детей.

– Какие вопросы чаще всего задают Вам?

– Вопросы самые разные. Очень многие девушки и парни спрашивают о том, как понять, что это тот человек, с которым можно связать свою судьбу, что он действительно твоя вторая половинка, как не обмануться.

В ходе лекции я стараюсь об этом говорить, но молодым слушателям хочется об этом узнать подробнее, поэтому задают отдельно вопрос. Обычно я отвечаю, что нужно соблюсти два условия, чтобы сделать правильный выбор. Первое – это целомудрие, а второе – необходимо время, чтобы поближе узнать человека.

А недавно меня спросили: как перестать быть эгоистом. Представляете? Или: как научиться делать добрые дела. Обычно, отвечая на этот вопрос, я привожу в пример человека, который решил заняться спортом. Сперва он усилием воли заставляет себя делать упражнения, потом эти занятия начинают доставлять ему некоторое удовольствие, он постепенно входит во вкус тренировок, а затем появляются первые результаты. Так и здесь – надо сознательно заставить себя делать доброе дело, пусть это будет только под влиянием разума, но потом постепенно это станет нормой жизни, и вы будете получать от этого глубокое удовлетворение.

Иногда задают такой вопрос: почему я не могу быть самим собой, почему я должен следовать каким-то общепринятым нормам? Здесь подразумевается позиция: не учите меня жить, я хочу делать то, что мне хочется.

Объясняю, что быть самим собой – это не значит делать то, что тебе хочется, потакать своим мимолетным, безрассудным желаниям, которые потом погубят, приведут в тупик, сделают несчастным. Быть самим собой – это умение владеть собой, добиваться своих целей, не плясать под дудку мнения большинства, когда ты твердо убежден в обратном. Например, не курить и не вступать в добрачные связи, даже если засмеют, когда "берут на слабо". Надо понимать, что принесет тебе и твоим близким пользу, является ли это правильным с точки зрения чести, долга, нравственности. Делать надо именно то, что может не принести сиюминутный результат, но принесет обильные плоды в будущем. Быть самим собой – это слышать голос разума, голос совести, сердца. Это умение волевым усилием заставить себя поступать в соответствии с этим призывом. В будущем это принесет существенные дивиденды, жизнь будет по-настоящему яркой, счастливой и полноценной.

– Как Вы оцениваете последние инициативы Президента в социально-демографической сфере?

– С радостью поддерживаем эти инициативы, надо помогать семьям, многодетным особенно. Это здорово, что будут увеличены детские пособия до полутора лет, продлена программа материнского капитала, намечено субсидирование ипотечной ставки для семей, у которых родится второй или третий ребенок. Только есть тут один нюанс: люди, которые не хотят иметь детей, за деньги рожать все равно не будут. Крайне редко деньги являются аргументом, влияющим на выбор в пользу рождения ребенка. Для решения демографической проблемы нужно заниматься прежде всего духовно-нравственным воспитанием, воспитанием личности. Эгоисты рожать детей не будут. Пока средства массовой информации у нас воспитывают эгоистов и потребителей, рождаемость принципиально не вырастет. В Германии, Японии, в других развитых странах среднедушевые доходы намного выше, чем в России, а рождаемость еще ниже.

– Какую самую главную мысль Вы хотели бы донести до своих слушателей?

– Самое главное в том, что надо основывать свою жизнь не на принципе «бери от жизни все», а на любви. А любовь, повторюсь, – это умение забыть о себе и думать о другом. Если муж будет думать и заботиться прежде всего о семье и детях, о своих друзьях, которых он не подведет, не бросит, не предаст, если он будет думать о своем служении, честно трудиться на благо Родины, тогда у нас все будет в порядке – и в семье, и в стране. И дети будут воспитываться, соответственно, на таком же примере, и жена прежде всего будет думать о муже и детях и жить для них. В основе всего должна быть любовь.

Татьяна Симонова

Добавить новый комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:
Защитный код: