Дата публикации: 17.04.2025 | 10:45
Встречу со слушателями провела кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ Татьяна Дорохова. В формате открытого диалога спикер рассказала, что такое информационная война. Это совокупность операций, направленных на использование или эксплуатацию информационных ресурсов, объяснила, кому она выгодна и какие цели преследует. В частности, это воздействие на мышление людей, изменение мнения общественности о власти, подталкивание населения к совершению того, что они не сделали бы без такого влияния.
«Можно склонить молодежь на совершение акций и, естественно, у нас есть и другие группы, которые имеют очень важное значение, в том числе военные. Это люди, которые, с одной стороны выполняют свой долг – нас защищают, но у них в руках и оружие. Та же самая дезинформация и фальсификация может вывести из состояния равновесия. И непонятно, как они себя поведут», – отметила лектор.
Отдельное внимание Татьяна Дорохова остановила на понятии «историческое знание» и его роли. Слушатели узнали, как как прошлое влияет на настоящее и будущее и поняли, какие методы и инструменты помогают лучше понимать и изучать эту науку. Кроме того, спикер привела конкретные исторические примеры и продемонстрировала, как они искажаются западными историками, политологами и представителям средств массовой информации в настоящее время.
«Последнее время историческое знание начинает играть первостепенное значение именно в информационных войнах. Оно преподносится в самых разных контекстах – как в достоверном, так и целенаправленно искаженном», – поделилась лектор.
В ходе лекции Татьяна Дорохова подробно рассказала о различных способах фальсификации истории, включающих прямое искажение фактов, предвзятый отбор и произвольную интерпретацию тех или иных событий, использование реальных, но усеченных цитат, а также манипулирование статистическими данными.
В завершение лекции спикер подчеркнула важность развития критического мышления как инструмента противодействия дезинформации. Она отметила, что необходимо с осторожностью относиться к любым сведениям, не принимать ничего на веру, отключать эмоции и тщательно изучать вопрос, обращаясь к различным источникам и анализируя представленные аргументы.