Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль? | Регистрация

Войти через социальные сети

Описание
МОРДВ‘А, народ в России, коренное население Мордовии. Численность в России 1072,9 тыс. человек, в том числе в Мордовии 313,4 тыс. человек, в Башкирии (31,9 тыс. человек), Татарии (28,9 тыс. человек), Чувашии (18,7 тыс. человек), Самарской (116,5 тыс. человек), Пензенской (86,4 тыс. человек), Оренбургской (68,9 тыс. человек), Ульяновской (61,6 тыс. человек), Нижегородской (36,7 тыс. человек), Саратовской области (23,4 тыс. человек), в Сибири и на Дальнем Востоке (более 80 тыс. человек). Живут также в Казахстане (30 тыс. человек), на Украине (19,3 тыс. человек), в Узбекистане (11,9 тыс. человек). Общая численность 1150 тыс. человек. Мордва состоит из двух субэтносов - эрзя (самоназвание) и мокша (самоназвание). В Мордовии мокша расселена преимущественно в её западных и южных районах, эрзя - в восточных.

Выделяются и небольшие этнографические группы: теньгушевская Мордва, именуемая иногда "шокшей" (по селу Шокша), проживающая в основном в Теньгушевском районе Мордовии, и каратайская Мордва, именуемая иногда "каратаями" (по селу Мордовские Каратаи), в Камско-Устьинском районе Татарстана. Будучи эрзянской, теньгушевская группа Мордвы подверглась частичной ассимиляции со стороны мокши, а каратайская Мордва, которую одни исследователи считают мокшанской, другие - эрзянской, третьи - эрзя-мокшанской, оказалась под сильным влиянием татар.

Говорят на мокшанском и эрзянском языках финно-угорской группы уральской семьи. В эрзянском языке выделяются диалекты: центральный, западный (приинсарский), юго-восточный (присурский), северо-западный (приалатырский), теньгушевский; в мокшанском - диалекты: центральный (в бассейне верхней Мокши и реки Иссы), юго-западный (районы верхнего и среднего течения Вада и Виндрея), северо-западный или западный (район нижнего Вада и Виндрея). Диалекты в языках Мордвы, проживающей за пределами Мордовии, изучены недостаточно. Распространён также русский язык. Письменность на русской графической основе. Верующие - православные.
Историческая справка
Предки Мордвы - финно-угорские племена - населяли Волго-Окско-Сурское междуречье во 2-й половине 1-го тысячелетия до нашей эры. Этноним Мордва (Mordens) впервые упомянут в 6 веке. В процессе выделения эрзи и мокши (с 6-7 веков) большую роль сыграла территориальная обособленность древнемордовских племён Окско-Сурского междуречья и более южных, проживающих в верховьях рек Суры и Мокши.

На протяжении длительного времени Мордва контактировала с тюркскими народами (волжско-камскими болгарами, татарами) и Древней Русью. Этнической консолидации способствовали рыночные отношения и возникновение раннегосударственных объединений в 11-13 веках (видимо, летописная Пургасова волость и др.).

Связи с русскими усилились после добровольного вхождения Мордвы в состав Русского государства в конце 15 века. К середине 18 века Мордва в основном была обращена в православие. Хотя Мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях некоторые остатки язычества, часть из которых синкретизировалась с православием.
Кухня
Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком - щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами - селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки - пуре (из мёда), брага (поза), квас.
Традиции, культура
Основа традиционного женского костюма Мордвы - рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (покай), сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. Верхняя распашная одежда - типа халата из белого холста (эрзя - руця, мокша - мышкас, плахон). Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток.

Верхняя одежда - род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин. Специфическое нагрудное украшение - застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам). У эрзи она имела форму незамкнутого овала, у мокши была трапециевидной. Своеобразно набедренное украшение эрзянок пулагай (пулай, пулакш, пулокаркс), с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами. Впервые его надевали в день совершеннолетия.

Разнообразны женские головные уборы: типа сороки, полотенца, покрывала, высокие, на твёрдой основе. Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом. Старинная обувь - лапти (мокша - карьхть; эрзя - карть) косого плетения. Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами.

Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать. Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку.

Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах - праздник традиционной мордовской кухни.

В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, "корильные" и величальные песни на свадьбе); песни - семейно-бытовые, эпические (о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.

Н.Ф. Мокшин, Т.П. Федянович
Источник: narodru.ru