Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль? | Регистрация

Войти через социальные сети

Описание
КИРГ‘ИЗЫ, кыргыз (самоназвание), народ, основное население Киргизии (2229,7 тыс. человек). Живут также в Узбекистане, Таджикистане (памирские киргизы), Казахстане, Российской Федерации (около 41,7 тыс.), Синьцзяне (КНР), Монголии (небольшие группы в западных районах), на северо-востоке Афганистана и Пакистана. Общая численность более 2,5 млн. человек. Говорят на киргизском языке тюркской группы алтайской семьи. Письменность на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты.
Историческая справка
Киргизский этнос формировался на основе двух этнических массивов: центрально-азиатско-южносибирского и среднеазиатского. Согласно письменным источникам, на территории Центрального Тянь-Шаня и Семиречья с древнейших времён до 16 века упоминаются этнические названия: саки, усуни, юечжи, хунны, эфталиты, дулу, нушиби, тюргеши-тухси и азы, карлуки, согдийцы, чигили, аргу, туркмены, кыпчаки, канглы, кара-китай, найманы, монголы и тюрко-могульские племена Могулистана.

Процесс сложения Киргизов шёл с начала 2-го тысячелетия и завершился на рубеже 15-16 веков. Енисейские Киргизы, переселившиеся в 9-10 веках (отчасти позднее - в 13-14 веках) на Тянь-Шань, составляли основное ядро в формировании Киргизов.

Согласно географическим сведениям о древних Киргизах, их прародиной считается Северо-Западная Монголия с центром в окрестностях озера Хиргис-нур. В середине 1 века до нашей эры Киргизы населяли в основном Минусинскую котловину, уход Киргизов из Северо-Западной Монголии к северу от Саян связывается с передвижением на северо-запад гуннов. До прихода Киргизов Минусинскую котловину населяли динлины, которые были ассимилированы пришельцами из района озера Хиргис-нур.

Результатом этого явилось возникновение таштыкской культуры (1-5 века). На основании археологического материала (в том числе портретных погребальных масок) и китайских источников можно считать таштыкскую культуру, прежде всего её тепсейский этап (3-5 века), древнекиргизской или протокиргизской культурой.

В 6-8 веках енисейские Киргизы входили в Тюркский каганат, сохраняя известную политическую самостоятельность. В середине 8 века Киргизы становятся данниками уйгурских ханов (сменивших тюркских каганов), вступают в борьбу с уйгурами, которая оканчивается в 1-й половине 9 века победой Киргизов и установлением их господства в Центральной Азии (Киргизский каганат). Киргизы в 40-х годах 9 века завоевали племена Алтая, верхнего Енисея и Монголии.

Глава каганата, носивший титул ажо, вступает в сношения с китайским императорским двором и распространяет свою власть на запад до степей современного Казахстана, на юг - до Тибета. Власть енисейских Киргизов в 9-10 веках распространяется на территории от Маньчжурии на востоке до реки Иртыш на западе, от Красноярска на севере до Восточного Туркестана на юге. Часть енисейских Киргизов, преследуя уйгуров на юго-западе, проникла в Восточный Тянь-Шань, где они составили впоследствии основное ядро киргизского народа.

Однако в 1-й четверти 10 века под давлением киданей енисейские Киргизы оставили Монголию и удерживали только Саяно-Алтай и Джунгарию. Сведения о енисейских Киргизах 11-12 веков немногочисленны. Накануне монгольского завоевания они образовывали два княжества: Кыргыз (в Минусинской котловине) и Кем-Кемджиут (на Верхнем Енисее). В 1209 они были захвачены Чингисханом. К началу 17 века, когда на Енисее появились русские, енисейские Киргизы были численно небольшой группой. Во 2-й половине 17 века границы кочевий Киргизов сместились по Енисею на юг, вплоть до Саянского хребта. Остатки енисейских Киргизов вошли в состав хакасского народа.

В 1-й половине 2-го тысячелетия, особенно после нашествия татаро-монголов в Казахстан и Среднюю Азию, часть тюркоязычных племён передвинулась в Центральный и Западный Тянь-Шань, а затем и южнее - до Памира. Они послужили основой складывавшейся в Притяньшанье киргизской народности, которая объединила также местные тюркоязычные племена Семиречья и Мавераннахра, в том числе карлуков и др., позднее - монгольские племена, а в 16-17 веках - и часть племён казахского и ногайского происхождения.

В 16 веке Киргизы представляли на Тянь-Шане обособленную общность, имевшую, однако, сложный этнический состав. Формирование киргизской народности и её расселение в пределах современного обитания завершилось в основном во 2-й половине 18 века.

С середины 19 века Киргизы начали переходить в русское подданство, в 60-70-х годах вошли в состав России. По национально-государственному размежеванию Средней Азии образована в 1924 Кара-Киргизская АО (с 1925 - Киргизская; в 1926 преобразована в Киргизскую АССР, в 1936 - в Киргизскую ССР); с 1991 - Республика Кыргызстан.
Кухня
Традиционная пища в основном молочная (в тёплое время года) и мясная (поздней осенью и зимой). Молочные блюда - кумыс, айран, курут (вид кислого сыра, заготавливаемого на зиму и употребляемого в сухом виде или растёртым и разбавленным водой), топлёное масло, кипячёные сливки (каймак) и др.

Из муки, кроме традиционных лепёшек, готовят боорсок - кусочки теста, жаренные в казане на бараньем сале, печённые в золе хлебцы и др. Характерно употребление конины. Излюбленный напиток - чай (на юге главным образом зелёный, на севере чёрный, в некоторых местах - с молоком).
Национальные праздники
Традиции, культура
Киргизы жили большими патриархальными семьями. Многожёнство было обычным явлением. За невесту выплачивали калым скотом. Иногда он достигал очень больших (до тысячи голов) размеров.

Традиционная одежда разнообразна. На севере женский костюм включает длинное широкое платье-рубаху со стоячим воротником, безрукавку и однобортный камзол до колен со стоячим воротником. В южных районах платье без воротника, с разрезом на груди, скреплённым брошью. Костюм пожилой женщины дополняют шальвары с широким шагом. Женские национальные головные уборы (кеп-такыя, высокий тюрбан - элечек) носят сейчас очень редко; исчезла из быта и распашная юбка (бельдемчи).

Мужской костюм на севере - туникообразная рубаха со стоячим воротником, тёмный камзол до колен со стоячим воротником, стёганый чапан с широкими клиньями внизу; на юге - длинная распашная рубаха с завязками, чапан узкий, со скошенной передней полой, как у узбеков и таджиков. Штаны общего среднеазиатского покроя, с широким шагом. Зимняя одежда - нагольные тулупы и овчинные шубы, крытые тёмной тканью.

Распространённый головной убор - белая войлочная шляпа (несколько вариантов), зимой - шапки, отороченные мехом (тебетей). Обувь - мягкие сапоги с калошами. Национальные особенности одежды сохраняются главным образом в сельской местности среди людей старшего поколения, а также среди пастухов на сезонных пастбищах (войлочные плащи, длиннополый халат и т.д.).

Одежду богатых шили из привозных шёлковых тканей, а также из собольих и рысьих мехов, беднота носила одежду из овчин. Знать имела высокие войлочные белые колпаки с загнутыми вверх полями. Эта древняя этнографическая особенность сохранилась у Киргизов на Тянь-Шане до сих пор в головных уборах мужчин (отсюда иносказательное самоназвание кыргызов в эпосе "Манас" - "ак-калпак").

Популярные виды спортивных развлечений - скачки на лошадях (ат чабыш), скачки (кёк бёрю), цель которых - поднять, не слезая с лошади, козла и доставить его к условленному месту, уходя от противников, старающихся отнять козла. Распространена борьба на лошадях (эниш).

Сохраняется богатый фольклор (героический эпос "Манас", исполняемый сказителями-манасчи, и др., творчество поэтов-импровизаторов - акынов). Сформировалась профессиональная культура. Богат песенный и инструментальный музыкальный фольклор.

О.К. Караев
Источник: narodru.ru