Присоедияюсь к мнению тех людей, кому третьи губернаторские чтения понравились больше всего. Хотя объективности ради скажу – не потому, что «первые» удались меньше, просто тема культуры близка и понятна нам всем куда больше, чем экономика и политика. Ну и конечно же спасибо Губернатору за продолжение этого проекта. (Даже если он это не читает:))
В прошлый раз я столкнулась с критикой, что комментировать мой рассказ о ГЧ сложно, потому что я делюсь впечатлениями, а не информацией. Постараюсь исправиться.
Итак, докладчиком выступал Даниил Дондурей главный редактор журнала «Искусство кино». Доклад был похож на «расстрел» мозга присутствующих фактами и цифрами, не позволяющими оставаться равнодушными к проблемам отечественной культуры (культуры в широком смысле слова).
По словам Дондурея, наше общество испытывает как минимум четыре серьезных кризиса:
1. Идеологический. Это выражается в отсутствии идеалов и моделей будущего.
2. Моральный. Россияне поразительно лояльны к насилию, буквально не замечая его рядом и одновременно с тем все более недоверчивы. "Доверие" - это соответствие ожиданиям. А по статистике, приводимой докладчиком 77% населения не доверяют никому!
3. Психологический. Россия лидирует в статистике по суицидам, в том числе среди подростков. Тут же обсуждалась проблема ранней смертности мужчин старше 50 лет.
4. Неадекватность вызовам времени. Россияне морально не находятся в реальном времени, в 2011 году.
Все эти кризисы в сумме приводят к тому, что подавляющее большинство населения нашей страны не обладает навыками, позволяющими добиваться жизненного успеха.
По данным опроса, 70% населения считают нормы и порядки, существующие в нашей стране «несправедливыми». Россияне уже многие годы живут в условиях рыночной экономики, но как оказалось, не принимая и даже отторгая эту систему. «Мы» все еще ждем наступления сказочного коммунизма, где все общее, где нет конкуренции и «доброе» государство регулирует цены.
Что отторгают наши соотечественники, подразумевая под этим несправедливость? Возможно, конкуренцию как таковую, борьбу за ресурсы, присущие рыночной экономике? А может это требование понятных правил этой «борьбы»? А может и действительно не желание и неумение конкурировать, посеянное в советское время, остается как яд в нашей крови? В 1996 году я услышала применимо к себе термин «хомо советикус». Тогда наш преподаватель сказал, что мы тоже потерянное поколение. Вчера я ощутила это острее всего.
Хотя сколько таких «потерянных поколений» еще будет? Приведенные данные исследований показывают, что 60% современной молодежи считают, что в жизни ничего не зависит от их знаний, навыков и способностей. Если так, то термин «хомо советикус» может стать (или уже стал) частью нашей культуры, одним из проявлений "ресурсного проклятия", о котором говорил Каспэ.
Итак, что уважаемый Даниил Борисович нам советует?
- Не бояться сложных людей (это к вопросу о гопниках и готах, которым был посвящен отдельный доклад)
- Не бояться дискуссий. Начатая дискуссия уже большой шаг к решению проблемы.
- Способствовать самоорганизации, практиковать выборы и голосование у детей со школьного возраста.
- Поддерживать жизнеспособность организаций культуры, использующих неформальные подходы.
- Создавать собственные очаги культуры. (В общем, твори красоту вокруг себя).
PS. Пара слов о своем, наболевшем. Не бояться дискуссий простой и понятный совет.. Но я вижу сколько человек оставляет сообщения в моем блоге. Вижу, как тяжело идет развитие нашей "общественной экспертизы" - новой экспертной дискуссионной площадки... Что мешает нам говорить?
1. Страшно
2. Лень
3. Нет своего мнения
(Нужное подчеркнуть...)
Добавлено 20 апреля 2011||21:57 MGR | где фото? ))) |
Добавлено 21 апреля 2011||11:03 Владимир Ан | "Способствовать самоорганизации, практиковать выборы и голосование у детей со школьного возраста." Этот пункт считаю оооочень правильным! Мы все, наверняка, смотрим американские фильмы про подростков и ужасаемся, глядя на их школьную дисциплину. Школьные организации, клубы, борьба за выживание, унижения и тд. И уже на этапе начального образования у них формируются определенные социальные слои. А ведь несмотря на весь этот беспредел, в детях просыпается желание конкурировать с себе подобными. У них действует и хорошо отлажена система выборов президента школы, что побуждает детей проявлять социальную активность, участвовать в разных сферах деятельности школы, доказывать свое превосходство. Школа для них - это маленькое государство, которое живет и развивается по принципам любой страны с рыночной экономикой. Вывод прост: если ты не научился выживать в микросоциуме (на уровне школы), ты не сможешь успешно развиваться и за его пределами. |
Добавлено 22 апреля 2011||15:15 Ульянова Ирина | MGR - Георгий? Фото где им и положено быть - в фотогалерее |
Добавлено 23 апреля 2011||16:21 Анна | Владимир Ан, а зачем выборы со школы практиковать? У нас же псевдодемократия, причем с прогрессирующим уклоном в тоталитарный режим. Анализируя, какие органы мы выбирали ранее, и какие выбираем сейчас, в ближайшем будущем - возможно уже нашим детям - навыки участия в выборах не пригодятся. Отсюда и все перечисленные кризисы. И, возможно, "несправедливость" кто-то из этих 70% связывают не с тем, что им хотелось бы в прошлое, а напротив, что именно в прошлое и не хотелось бы? |
Добавлено 25 апреля 2011||9:46 Владимир Ан | Анна, так дело не в самом процессе выборов, а в развитии навыков конкурентной борьбы, как основы рыночной экономики. |
Добавлено 26 апреля 2011||13:24 Екатерина | Владимир Ан, так и рыночная экономика у нас все больше "псевдо"... |
Добавлено 26 апреля 2011||13:36 Екатерина | Ирина, берусь утверждать, что "60% современной молодежи считают, что в жизни ничего не зависит от их знаний, навыков и способностей" не потому что они корнями питаются от Советского союза, (молодежь, кстати какого возраста брали?))) более того, могу поделиться наблюдениями из собственного опыта: Я принадлежу к поколению 30 -летних. Мы воспитывались и проходили этап внутреннего становления в очень сложный период 90-х. Многие из нас были уже не «хомо советикус» - в нас воспитали внутреннюю свободу, веру в то, что можно добиться всего, только ценой собственных усилий. Мы ходили на выборы, потому что верили в честные выборы, и потому, что собственными глазами видели какую цену, заплатили люди у Белого дома в 1991 году за возможность реализовать свои права. Когда мы учились в вузах, мы участвовали в различного рода общественных организациях, самоуправлении, брали ответственность за совсем не детские, как я сейчас уже понимаю, вопросы. Мы, в отличие от наших мам и пап, стоически реагировали на неизбежные минусы - рост цен, преступность, потому что внутренне был готовы к переменам и продолжали «бить лапками», как небезызвестный лягушонок. Многие начинали выстраивать свой бизнес. Не все, но многие из нашего поколения нормально воспринимали конкурентность и вполне спокойно вписывали её в систему жизненных координат. А потом наступил момент регресса, когда эти многие начали понимать, что их активность и гражданская позиция реально мешает им занять место в социуме, на которое они могли бы претендовать - они проигрывают. На повороте их обходят люди, чья жизненная позиция - "не высовывайся, не лезь, не спорь, за тебя всё решат". Что нужно сделать тому, кто проигрывает в конкурентной борьбе? Ответ прост - сменить тактику. Мы вернулись к тому, с чего начинали. И сегодня, воспитывая собственных детей, моё поколение учит их совсем другим навыкам. То же поколение, которое пришло после нас, изначально попало в другие социально-политические условия и формировалось уже от них. Не могу не согласиться с тем, что проблема требует решения. Но хотела бы отметить, что изменениям в сознании должны предшествовать хоть какие-то внешние предпосылки и условия. Короче, если бытие и не определяет сознание, вопреки, Марксу и Энгельсу, то, по крайней мере, они взаимно друг друга обогащают, попеременно выступая в качестве катализаторов изменений. Самосовершенствование в отрыве от внешних условий возможно, но это слишком долгий и субъективный процесс, на мой взгляд, и результаты его всегда будут "запаздывать", все время вынуждая общество в целом находиться\"не в том времени". |
Добавить новый комментарий